Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Министерство здравоохранения Республики Алтай

официальный сайт

Прогноз погоды

Ветер: , м/сек.
Давление: мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход:





Официально

Выступления министра

15.04.2009

Доклад министра здравоохранения Республики Алтай на открытии Съезда медицинских работников сельского здравоохранения РА "О проблемах и задачах сельского здравоохранения Республики Алтай"

Значимость проходящего сегодня мероприятия трудно переоценить! Подобные мероприятия на территории нынешней Республики Алтай не проводились почти 100 лет. Известно, что после Гражданской войны, в декабре 1923 года прошел Первый съезд заведующих врачебными и фельдшерскими участками Ойротии (председатель – врач Улалинского врачебного участка Капарулин). В 1925 году также прошлого столетия прошел съезд участковых врачей под лозунгом «Лицом к деревне». Больше, упоминаний о подобных мероприятиях в истории здравоохранения нашего региона нет.
В известной мере значимость тех далеких событий и наших сегодняшних реалий в значительной мере совпадают. Мы немало обращаем внимания на работу республиканских учреждений здравоохранения, приоритетных служб здравоохранения, работу Центральных районных больниц (для этого у нас существует специальный Совет руководителей МУЗ), а вот о работе самых первичных подразделений районных больниц мы практически как бы подзабыли. Как результат, работа этих подразделений во многом предоставлена самим себе, в разных районах она осуществляется на достаточно разных уровнях, в ней нет единой нормативно-методической проработки, контроль за работой этих подразделений со стороны администраций МУЗ также строго не регламентирован, участие республиканских специалистов в организации и контроле работы этих подразделений ничем не регламентировано и носит спорадический характер. Вместе с тем в Республике Алтай ¾ населения живет именно на селе и от того, насколько правильно организована работа ФАПов, СВА, УБ напрямую зависит своевременное выявление социально-значимой патологии, своевременная коррекция здоровья выявленных больных, соответствующее наблюдение за ними в дальнейшем.
А состояние физического и психического здоровья населения как у нас в Республике Алтай, так и в целом по РФ оставляет желать лучшего. Прошедшие радикальные реформы больнее всего ударили по селу.
В Республике Алтай мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и почти все регионы Росси, за исключением регионов - «доноров». Мы, прежде всего, страдаем от недостатка финансирования, как бюджетного, так и зарабатываемого по системе ОМС.
Здравоохранение, безусловно, влияет на социальные процессы в стране, но в гораздо большей степени оно испытывает их воздействие. Еще в 70-е годы в СССР, а позже некоторыми американскими учеными была построена модель, которая была признана ВОЗ. В соответствии с этой моделью здоровья его состояние обуслов¬ливается группой факторов, отно¬сящихся к образу жизни, влияющему на человека и его здоровье (50-55%), воздействию внешней среды (15-20%), наследственности или генетического риска, то есть биологических факторов (10-15%), состояния здравоохранения и его служб (10-15%). При составлении программ укрепления здоровья и развития здравоохранения следует учитывать данную модель и по возможности делать акцент на формирование здорового образа жизни. Это задача всего общества, которая обусловливается многими факторами социально-экономической ситуации, воспитанием населения, особенно молодежи, оздоровлением внешней среды и другими санитарно-гигиеническими условиями. В то же время в этом процессе велика роль здравоохранения.
Состояние служб здравоохранения - важный, но не единственный фактор, определяющий здоровье человека, и он должен быть в центре внимания государства и общества.<>br Важнейшим условием для повышения доступности медицинской помощи должно стать создание надежной финансовой и материально-технической базы, ликвидация многоканальности получения ресурсов.
Перестройка отрасли, намеченная проектом Концепции развития здравоохранения до 2020 г., призвана создать новую систему, предоставляющую все виды медицинской помощи в соответствии с высокими стандартами качества, не уступающую медицинским службам экономически развитых стран. Основная задача такой системы - повысить уровень общественного здоровья до показателей этих стран (США, Франции, Германии и др.).
Здравоохранение составляет интегральную часть всей социально-экономической системы, которая должна динамично развиваться. Необходимы ликвидация многоканального финансового и ресурсного обеспечения и решение наиболее актуальных проблем.
Среди них проектом концепции здравоохранения обоснованно выделяются сокращение распространенности социальных болезней, злоупотребления алкоголем (18 л на человека в 2007 г.), табакокурения (в России курят более 40 млн. человек), наркоманий (в 2007 г. зарегистрировано более 600 тыс. человек, что значительно меньше их реального чис¬ла). В числе других проблем - улучшение демографических показателей, сокращение распространенности сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, числа дорожно-транспортных происшествий. Немаловажной становится реализация социально-профилактического направления как одного из принципов, кра¬еугольного камня в здании медицины: значительного увеличения числа лиц, практикующих здоровый образ жизни, диспансеризации населения, прежде всего детей, беременных, рожениц, работающего населения, повышение санитарно-гигиенических условий жизни.
В таблице приведены российские демографические показатели в 2007 г. и аналогичные в развитых странах мира, достичь которых необходимо в указанной перспективе:

Показатель (промилле)

Россия

Экономически развитые страны

Республика Алтай

Рождаемость

11,5

10-12

21,4

Общая смертность

14,7

Германия – 10,0

Великобритания – 9,5

Франция – 8,6

США – 8,3

Япония 9,0

12,3

Младенческая смертность

9,0

Германия – 3,9

Франция – 3,0

Швеция – 2,4

Япония - 2,0

11,3

ГКС = 13,1

Средняя продолжительность жизни

67,7

Германия – 79,1

Франция – 80,8

Швеция – 80,7

Япония – 80,9

62,5


Следует отметить, что и смертность от основных причин у нас значительно выше, чем в других странах. На 100 тыс. населения в 2007 г. смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составила 829 случаев, а в экономически развитых странах Европы (Германия, Франция, Великобритания и др.) - немногим более 200. В РФ смертность по-прежнему превышает рождаемость: в 2007 г. - на 4,3 промилле, в первом полугодии 2008 г. - на 3,7, или на 257,6 тыс. умерших. Средняя продолжительность жизни в РФ находится на уровне ряда развивающихся стран - 67,7 года (61,6 у мужчин и 74,7 у женщин). Когда мы догоним экономически развитые страны по ведущим показателям здоровья, а это планируется к 2020-2025 гг., в этих странах эти показатели, скорее всего, улучшатся, и нам следует ориентироваться на них.
Подчеркнем значение нескольких кардинальных решений, которые как ведущие звенья должны вытянуть всю цепь системы здравоохранения. В их числе:
- изменение объема пропорций финансового обеспечения амбулаторно-поликлинической (до 50% и более) и стационарной помощи (менее 50%);
- значительное увеличение применения новых эффективных технологий в здравоохранении;
- отвечающее потребностям населения обеспечение системы здравоохранения современным оборудованием, инструментарием, машинами скорой помощи и т.п.;
- значительное увеличение бюджета здравоохранения (в 1,5-2 раза), расширение масштаба деятельности ОМС, которое должно стать одним из главных финансовых и организационных рычагов нашей отрасли;
- изменение системы оплаты труда медицинских работников с персонифицированной привязкой её к объемам, сложностью и качеством оказанных медицинских услуг по каждому отдельному медицинскому работнику – принцип «деньги за больным».
Указанные и другие меры должны активно и масштабно способствовать улучшению демографической обстановки, сокращению смертности, повышению рождаемости, ликвидации превышения смертности над рождаемостью, дальнейшему сокращению младенческой смертности и увеличению средней продолжительности жизни.
Необходимы национальные программы по сокращению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, травм, профессиональных болезней, инфекционных и паразитарных заболеваний.
Решение этих и других задач позволит в исторически короткий срок (возможно, уже к 2020-2025 гг.) построить модель здравоохранения, оптимально отвечающую потребностям охраны и укрепления здоровья.
При реорганизации здравоохранения следует исходить из двух основных положений.
Первое - надо сохранить всё лучшее, что было в отечественной системе здравоохранения (профилактическая направленность, опыт диспансеризации населения, участковость и др.).
Второе - создание новой модели постсоветского периода, то есть системы здравоохранения, строящейся на основе одноканального финансирования, создание вместо единой государственной общественной системы, представляющей государственный, муниципальный, частный секторы, общественные организации.
На момент организации этого съезда мы еще не знали, что проблемам сельского здравоохранения РФ в марте будут посвящены публичные слушанья в Федеральном собрании РФ и выводы о состоянии сельского здравоохранения в РФ и соответственно здоровья сельского населения получились самые удручающие – сельское население в России по существу вырождается. У нас ситуация на селе в целом лучше: имеется хорошая положительная динамика по рождаемости, есть умеренное снижение преждевременной смертности, есть устойчивый прирост населения, однако обольщаться особенно не приходится. Рождаемость идет в основном за счет трех традиционно «рожающих» районов. Алкоголизация населения «зашкаливает», смертность от травм, отравлений, суицидов, особенно среди мужчин очень высока. Конечно же, львиная доля в причинах этого положения лежит в экономической плоскости, но и нам, медицинским работникам сельского здравоохранения Республики Алтай есть о чем подумать.
Сегодня население нашей республики составляет 207122 человека, в т.ч. городского 54314 и сельского 152808 человек, то есть 74% нашего населения живет на селе.
На территории РА на селе развернуты:
10 ЦРБ и 1 МРБ.
При ЦРБ функционируют: УБ - 14, СВА - 21, ФАПов – 152.
На селе в РА работают – 334 врача, и 1569 средних медработников.
Для наглядности проведем сравнение с подобными данными в РФ:
Обеспеченность врачами в сельской местности на 10 т.н.: РА – 20,4 (РФ – 12,1) – показатель по РА в 1,7 раза выше, чем в среднем по РФ.
Обеспеченность средними медработниками на 10 т.н. – РА – 97,0 (РФ – 55,0) – показатель по РА в 1,8 раза выше, чем по РФ.
К этому стоит добавить:
- у нас в республике врачей имеющих высшую квалификационную категорию 19,5% (РФ – 7,1%) – то есть в 2,7 раза больше чем по РФ, первую категорию – 24,9% (РФ – 26,9).
- средних медработников имеют высшую категорию 7,2% (РФ – 3,3%) – то есть в 2,2 раза больше чем по РФ, первую категорию 25,6 (РФ – 21,8).
Этот показатель вряд ли соответствует истинным знаниям и возможностям наших медработников, а больше свидетельствует о наших не совсем верных подходах к аттестации медработников и критериях оценки их знаний.
Обеспеченность круглосуточными койками на селе, несмотря на непрекращающиеся стенания о их нехватке также значительно выше, чем в РФ (55,6 в РА против 45,1 в РФ).
Цифры наших кадровых возможностей на селе впечатляют, и больничными койками мы обеспечены совсем неплохо, а вот результаты работы, выраженные в итоговых показателях по сравнению с теми же показателями по РФ мягко скажем, не убедительны и зачастую значительно хуже, чем в среднем по РФ.
Так такие значимые показатели как:
- Младенческая смертность, несмотря на устойчивую тенденцию в РА к снижению по итогам 2008 года составила – 13,1 (РФ – 8,5) т.е. в 1,5 раза выше, чем по РФ. Доля младенческой смертности на селе от всей РА – 76%;
- Ожидаемая продолжительность жизни в РА – 62,5 (РФ – 66.6);
- Число абортов на 1000 фертильного возраста – 46,4 (РФ – 33);
- Ранняя постановка беременных на учет (на селе) – 71,4%;
- Первичная заболеваемость туберкулезом – 121 (РФ 2007 – 83,2);
в том числе среди детей;
- Общая заболеваемость туберкулезом – 267,6 (РФ 2007 – 194,5);
в том числе среди детей;
- Заболеваемость сифилисом – 165,5 (РФ 2007 – 63,0);
- Заболеваемость гонореей – 65,4 (РФ 2007 – 60,8);
- Онкология – процент выявляемости на профосмотрах
- Запущенность среди вновь выявленных – 42%
Этот список можно перечислять еще долго, но вывод один, что на фоне общих проблем здравоохранения РА, на селе они еще более обострены, что система организации сельского здравоохранения сегодня не на должном уровне, что не просматриваются единые подходы в решении одних и тех же задач в разных районах, и как результат картина по районам по итоговым показателям пестрая, причем порой разнится в разы, хотя явных условий для этого нет.
На селе в РА живет ¾ нашего населения и от того, как организована работа медицинских учреждений и подразделений, работа каждого ФАПа, СВА, УБ в очень значительной степени зависит, как рано будут выявлены больные в ранних стадиях болезней от которых общество несет наиболее значительные социальные потери, то на сколько своевременно эти больные будут направлены на дообследования и лечения в специализированные учреждения, то как своевременно будут обследованы беременные женщины, то как рано у них будут выявлены какие либо отклонения в состоянии здоровья как их самих, так и у плода, то как население будет информировано о мерах профилактики тех или иных болезней.
Краеугольным камнем в этой работе, конечно же, правильная организация работы самых низовых подразделений в структуре здравоохранения. Центральным звеном в этой работе должны стать оргметодотделы ЦРБ. Именно от этого органа сельского здравоохранения в очень значительной степени зависит то, как организована работа всех цепочек от каждого ЦРБ до каждого ФАПа.
27.03.2009г. прошла учебно-практическая конференция с главными врачами ЦРБ и замами по ОМР в Турочакском районе. Участники имели возможность познакомиться с опытом работы ОМО Турочакской ЦРБ, делились опытом Кош-Агачский, Усть-Коксинской и Онгудайский районы. Эта работа будет продолжаться. В ближайшее время будет сформирован Совет по ОМР при РМИАЦ и МЗ РА, на котором с определенной периодичностью мы будем планомерно методологически поднимать уровень организации этой работы в районах (прежде всего в районах).
Для того чтобы эта работа всеми понималась в одинаковом формате на базе РМИАЦ издано методическое руководство по ОМР в ЦРБ. Всем районам эти методические руководства розданы. Очень настоятельно прошу всех работников ОМО ЦРБ тщательно изучить этот документ. Он будет являться основным регламентирующим документом для работы ОМО ЦРБ на ближайшее время.
А что же ниже – от ЦРБ до каждого ФАПа. Для этого участка работы также разработано методическое руководство, которые вручены для того, чтобы на каждом ФАПе, СВА, УБ над рабочим столом медицинского работника висело на стенке это руководство и по каждому вопросу можно было получить из него разъяснения, как поступить в том или ином случае.
Сегодня учреждения здравоохранения работают в совершенно новых условиях функционирования:
- в первых - это страховая медицина, что деньги, на которые должны функционировать медучреждения должны зарабатываться в этой страховой медицине.
- во вторых – для того чтобы оказывать медицинскую помощь учреждения должны быть лицензированы, а для этого необходимо выполнить целый ряд строгих условий лицензирующих и контролирующих служб.
Сегодня уже недостаточно того, чтобы иметь какое-либо приспособленное помещений и медработника, имеющего диплом об окончании медицинского учебного заведения. Помещение должно соответствовать строгим стандартам, регламентируемых для подобного рода учреждений, для оказания помощи оно должно быть укомплектовано современным медицинским оборудованием согласно утвержденным приказам МЗ РФ. Специалист должен быть проучен и иметь сертификат специалиста по определенным видам медицинской деятельности.
Для всего этого, конечно же, нужны деньги, а их как всегда не хватает, а имеющиеся средства мы зачастую опять же нерационально используем.
Сегодня на нашем форуме присутствуют главы МО или их заместители по социальным вопросам и мне бы хотелось продемонстрировать некоторые цифры:
Лечение больных в республиканских ЛПУ. Все знают, что по Программе госгарантий каждому МО доведены цифры о количестве больных, которые могут быть пролечены в Ресбольнице. И вот результат:

Муниципальное образование

Освоение

квот на госпитализацию в ГУЗ «РБ» по программе госгарантий

человек

койко-дней

Турочак

-15%

-24%

Усть-Кокса

-3.8

-3.5

Улаган

+7%

+5.6

Усть-Кан

+15%

+11%

Чоя

+18%

+11%

Шебалино

+25%

+10%

Горно-Алтайск

+33 %

+ 13 %

Кош-Агач

+33%

+19.3

Чемал

+35%

+21%

Майма

+ 42 %

+34%

Онгудай

+55%

+48%

ВСЕГО

+24%

+14%


Как видно из таблицы лучше всех дела обстоят в Турочакском районе, укладываются в нормы Усть-Коксинский район, Более – менее Улаганский район. Все остальные, как видно, даже далекий Кош-Агач, намного превышают свои квоты. Особо отличившиеся – Онгудайский и Майминский районы. Зачастую этот показатель говорит о том, что люди просто не доверяют местным врачам и самоходом бегут в другие ЛПУ, то есть «голосуют ногами». Как это не неприятно, но чаще других об этом слышно от больных из Кош-Агачского, Улаганского, Онгудайского районов. Участия администрации ЦРБ в контроле за исполнением Программы госгарантий совершенно не прослеживается.
В то же время в самих ЦРБ укомплектованность круглосуточными больничными койками выглядит следующим образом:
Насыщенность круглосуточными койками ЦРБ РА (абс. - 2008 год)


Развернуто круглосуточ-ных коек

Положено по Программе Госгарантий

Отклонение
(абс. коек)

Майма

103

97

+6

Чемал

50

43

+7

Кош-Агач

90

81

+9

Онгудай

81

67

+14

Турочак

73

54

+19

Улаган

76

53

+23

Шебалино

91

62

+29

Чоя

70

37

+33

Усть-Кокса

110

75

+35

Усть-Кан

105

66

+39

СЕЛО

849

635

+214


То есть, у нас нет ни одного МО, в котором бы не содержались лишние больничные койки, но особенно «выдающимися» являются Усть-Канский, Усть-Коксинский, Чойский и Шебалинский районы.
Альтернативным вариантом стационарной помощи является стационар-замещающие технологии (койки дневного пребывания):

Насыщенность дневными койками ЛПУ РА (абс. - 2008 год)


Дневных коек при стационаре

Дневных коек при амбулатории

Всего коек дневного пребывания

Майма

13

33

46

Усть-Кан

20

20

40

Чоя

30

10

40

Онгудай

26

12

38

Шебалино

13

26

39

Усть-Кокса

15

20

35

Кош-Агач

25

-

25

Улаган

24

-

24

Турочак

-

20

20

Чемал

10

-

10

СЕЛО

176

141

317

ГОРНО-АЛТАЙСК

138

19

157

ВСЕГО

314

160

474


А вот от этого зависит все вышесказанное. Как же финансируются учреждения здравоохранения Республики Алтай.

Финансирование здравоохранения в МО РА (2008 год)


Бюджет

(руб. на душу нас.)

ОМС

(руб. на душу нас.)

Платные услуги

(руб. на душу нас.)

Чоя

3155,3

1696,6

69,3

Турочак

2680,1

1708,4

52,1

Чемал

2570,9

1382,4

52,7

Шебалино

2416,9

1892,7

14,8

Усть-Кокса

2377,1

1481,7

95,1

Онгудай

2368,9

1960,5

40,5

Улаган

2301,1

2301,0

6,4

Усть-Кан

2136,3

1916,6

10,9

Кош-Агач

2048,1

2377,8

27,0

Майма

1436,2

1377,6

60,0

Горно-Алтайск

945,0




То, что по ОМС в Кош-Агачском и Улаганском районах показатели значительно лучше, чем в других районах – понятно. Это районы, приравненные к районам Севера и соответственно имеющие совершенно другие тарифы (еще бы и качество медицинских услуг от этого как-то зависело!).
А вот бюджетное финансирование – это очень многое характеризующий показатель. В таблице хорошо видно, кто лидер, а кто аутсайдер. По этим данным хорошо видно, как руководитель МО относится к состоянию здравоохранения в районе, наверное, и как относится он к главному врачу. Но этот показатель опосредованно может характеризовать и ту работу, которую должна проводить администрация больниц для выбивания этих бюджетных средств для решения проблем здравоохранения района, способности донести свои проблемы до руководства района. И здесь участие ОМО может иметь не последнее место.
А вот как мы рационально используем те средства, которые как бы зарабатываем.
Мы имеем три источника финансирования (ОМС, бюджет и платные услуги). Бюджетные посещения – это посещения фтизиатров, психиатров-наркологов, венерологов). Все остальные посещения теоретически должны быть ОМС-ными либо платными. Небольшое число может быть за оказание экстренной помощи лицам без страхового полиса.
Все остальное от нашей нерадивости:
1. Это банальные бездумные приписки;
2. Это прием в нелицензированных подразделениях или врачами не имеющими сертификата (что есть плохая работа руководства по своевременному лицензированию и специализациям);
3. Это посещения снятые с оплаты по ОМС (что также говорит о нашей нерадивости).
Необходимо понять, что врачи «небюджетных» специальностей на свою зарплату должны зарабатывать по ОМС. Если этого не происходит, то из скудного районного бюджета на здравоохранение выплачивается им заработная плата, соответственно этим мы оттягиваем средства, которые могли бы быть направлены на решение других важных проблем здравоохранения, но их нерадиво проели на зарплату!
Необходимо учиться зарабатывать и рачительно расходовать средства. Иначе мы никогда не вылезем из нищеты.
Сегодня очень важно, чтобы медицинские учреждения и их подразделения (УБ, СВА, ФАПы) соответствовали бы лицензионным требованиям. Прошли те времена, когда для работы было достаточно любого приспособленного помещения, минимального оборудования и наличия любого медработника. Сегодня все медицинские услуги регламентируются определенным уровнем, наличием определенного оборудования и специалиста, имеющего допуск на оказание этих услуг. Изменения к лучшему происходят, но далеко теми темпами, которыми бы нам хотелось.
За последние несколько лет:
В Шебалинском районе – ведется капитальная реконструкция и готовится к сдаче ЦРБ, построено пять ФАПов в селах: (Топучая, Малая Черга, Улус Черга, Беш-Озек, Шаргайта). Введено в строй после капитального ремонта здание Чергинской УБ.
В Майминском районе - построен ФАП в с. Озерное. В самое ближайшее время будет сдано в эксплуатацию новое здание Манжерокской СВА.
В Онгудайском районе - построены ФАПы в с. Инегень, Кара-Коба. Сдано после реконструкции здание Теньгинская СВА.
В Усть-Канском районе – сдан в эксплуатацию после капитального ремонта новый блок для детской поликлиники, обрели новые помещения ФАПы в Коргоне, Келее. Начато строительство ФАПов в Караколе и Туроте, завершить которое планируется в 2009г.
В Чойском районе - построен ФАП в с. Салганда. С большими трудностями, но ведется строительство здания новой ЦРБ.
В Турочакском районе – сдана в эксплуатацию первая очередь новой ЦРБ, произведен капитальный ремонт ряда ФАПов (Бийка, Верх-Бийск, Майск, Каяшкан, Тулой, Дмитриевка)
В Кош-Агачском районе – ведется строительство и готовится к сдаче первая очередь новой ЦРБ. Приняла в новом помещении пациентов Бельтирская СВА.
В Чемальском районе – сдан в эксплуатацию новый ФАП в с. Аюла, однако этого крайне недостаточно.
В Усть-Коксинском районе – ведется строительство и вот-вот произойдет сдача в эксплуатацию первой очереди столь долгожданной новой ЦРБ. Однако в работе по строительству и ремонту ФАПов практически не ведется.
Ну и последнее. Сегодня в прессе много говорится и сокращениях происходящих в УБ, переводе их в СВА или на стационары дневного пребывания. Сегодня необходимо четко понять, что качественная медицинская услуга может быть оказана только в соответствующих условиях, а для этого нам необходимо на селе создать максимально достойные условия для стационарного лечения, прежде всего, в ЦРБ, материально обеспечив этот процесс из скудного бюджетного пирога. Содержание сегодня некоторых УБ уже вчерашний день, и прежде всего учитываем их отдаленность от головной ЦРБ и транспортной доступности. «Размазывая» эти средства по всем УБ мы лишаем возможности, самом деле сложных и тяжелых больных, получении ими достойной медицинской помощи.
У СВА и ФАПов есть свои, специфические задачи, которые необходимо проводить своевременно, качественно, для того чтобы система работала гармонично, с максимальным результатом для нашего населения.
Именно для того, чтобы детально обсудить эти назревшие проблемы, выработать единые подходы в каждодневной работе, для каждого участника единого процесса мы и собрались сегодня на этот съезд.

Возврат к списку