Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Министерство здравоохранения Республики Алтай

официальный сайт

Прогноз погоды

Ветер: , м/сек.
Давление: мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход:





Официально

Выступления министра

14.11.2007

Доклад Министра здравоохранения Республики Алтай на открытии I Съезда врачей Республики Алтай "О состоянии здравоохранения в Республике Алтай и о перспективах развития на 2008-2010гг."

Повышение качества жизни граждан России - одна из основополагающих целей, выдвигаемых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
В связи реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории республики: усилена материально-техническая база МУЗ, некоторые муниципальные учреждения по оснащению могут конкурировать с республиканскими лечебно-профилактическими учреждениями, обновлен транспортный парк для отделений скорой помощи впервые в республике появился санитарный транспорт, оснащенный медицинской техникой. Безусловно, отрадно осознавать, что хотя бы определенной категории медицинских работников повышена средняя заработная плата. Повышение средней заработной платы медицинских работников, включенных в реализацию приоритетного национального Проекта, в РА по отношению к началу 2006 г. составила:
Кадры
В РА сегодня работают 697 врачей (динамика по сравнению с 2005 г. = +4,5%). Обеспеченность на 10 тыс. населения составила 34,1 (РФ 2005г. = 42,7). В то же время наблюдается неравномерность распределения кадров по районам. Так, если в Горно-Алтайске обеспеченность составляет 77,8; в Улаганском районе - 23,5, в Чойском и Кош-Агачском районах – соответственно 20,3 и 20,1, то Усть-Коксинском районе – 14,9; в Майминском районе – 13,9.
Несмотря на то, что из года в год в РА приходят новые молодые специалисты в целом отмечается «постарение» состава медработников. Средний возраст врачей, работающих в отрасли, равен - 44.8 лет, средних медработников – 41,5 лет. В некоторых специальностях состав врачей настолько «ровно пожилой», что уйди они с работы по возрасту завтра, заменить их будет некому. Значит, подобные ситуации необходимо предвидеть заранее, больше работать с молодежью. Необходимо готовить резерв для руководителей всех уровней.
В рамках ПНП «Здоровье» дополнительную диспансеризацию углубленные профилактические осмотры прошли 17420 человек по настоящее время, то есть вовремя выявлены заболевания у лиц трудоспособного возраста и вовремя будет начато лечение, а это отразится на продолжительности жизни наших людей и снижение показателей преждевременной смертности. За 9 месяцев 2007 г. в РА на иммунопрофилактику поступило 3 млн. 255 тыс. руб.
Республика Алтай попала в число хорошо сработавших регионов по охвату иммунизацией 30% в прошлом году было иммунизировано населения за счет софинансирования из республиканского и муниципального бюджетов. Большое значение в РА отводится оказанию высокотехнологичной помощи населению: за 1 год 9 мес в федеральных клиниках России бесплатное лечение по квотам МЗ РФ получили 623 больных из Республики Алтай; в листе ожиданий 241.
Наибольшее количество квот осваивается по кардиологии, травматологии и ортопедии, офтальмологии. С федеральными клиниками устанавливаются двухсторонние связи. В 2007 г. учреждения здравоохранения РА посетили ученые научного Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева (г. Москва) с целью отбора детей на высокотехнологичные хирургические вмешательства, ученые ФГУ НИИ патологии крови им. Е.Н.Мешалкина (Новосибирск) с целью отбора взрослых на высокотехнологичные хирургические вмешательства, специалисты ФГУ Сибирского окружного медицинского Центра, специалисты ФГУ Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии Федерального агентства по здравоохранению и соц. развитию (отбор больных на высокотехнологические виды помощи больных с костно-мышечной патологией).
Большое значение отводится сотрудничеству с клиниками СФО. По показателю рождаемости Республика Алтай в первой десятке лидеров среди российских регионов Показатель рождаемости на 10 тыс. населения увеличился по сравнению с 1997 г. на 40%, и отмечается стабильная положительная динамика. Возможно сыграл положительную роль Закон «О материнском капитале».
Наблюдается снижение показателя общей смертности, хотя и не столь значительными темпами. Остается стабильно высоким показатель преждевременной смертности среди лиц трудоспособного возраста. К сожалению, первое место по причине смерти людей трудоспособного возраста являются внешние причины-отравления и травмы. Из положительного в этом вопросе можно отметить снижение смертности от отравлений алкоголем – за 3 года в 2 раза. При посещении Республики Алтай ученых и специалистов Сибирского окружного научного Центра одним из предложений было создание в республике службы по оказанию медицинской помощи именно мужчинам. Тенденция всё большего внимания этому вопросу прослеживается во всей стране, в том числе в прессе. Пришла пора и в нашем регионе обратить на этот раздел серьезное внимание. Очень хорошую динамику мы видим в показателе естественного прироста населения, этот показатель у нас один из самых высоких в России и по I полугодию 2007 г. составил +5,3 на 1000, что в 13 раз лучше, чем 10 лет назад. Наибольшая рождаемость наблюдается в Кош-Агачском (21.5), Усть-Канском (19,1), Онгудайском (18,7) районах, наименьшая - в Чойском (10,7), Усть-Коксинском 14,5, Чемальском (15,7) районах.
В разделе первичного выхода на инвалидность в республике не все благополучно. По первичному выходу на инвалидность Республика Алтай занимает последнее место в Сибирском Федеральном округе, причем превышение показателей РА по отношению к соседним регионам, имеющим те же проблемы, что и мы, - в разы. Самые высокие показатели по первичному выходу на инвалидность в Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Онгудайском районах.
В июне 2007 г. проведена коллегия МЗ РА, с приглашением представителей медико-социальной экспертизы, создана и начала работать Межведомственная комиссия, намечены пути по снижению инвалидности и развитию системы медико-социальной реабилитации.
Реализация ПНП «Здоровье» оказалась лакмусовой бумажкой по поставленной организации работы в МУЗ, исполнительской дисциплины руководителей лечебно-профилактических учреждений, квалификации кадров, работающих в МУЗ. Несмотря на колоссальное напряжение в процессе реализации ПНП: это подготовка помещений при отсутствии средств, выплата отпускных, также непредусмотренных в муниципальных бюджетах в целом можно сказать реализация мероприятий проекта идет ровно. Хотя нельзя не сказать о существующих проблемах:
1. Неэффективное использование в ряде ЛПУ поступившего оборудования. Прорабатывается вопрос о перераспределении неэффективно используемого оборудования.
2. Недостаточное качество проводимой диспансеризации.
3. Низкая исполнительская дисциплина по предоставлению отчетной информации.
Необходимо отметить, что с проведением мероприятий по реализации ПНП «Здоровье» решены далеко не все проблемы, а некоторые обострились даже больше прежнего. К сожалению, остается низкой заработная плата медработников, не вошедших в доплаты по ПНП.
На I Всероссийском Съезде работников муниципального здравоохранения в г.Иваново, который состоялся 10 октября 2007 г., реформированию системы оплаты труда медицинских работников уделялось значительное внимание. Уделяется внимание этому вопросу и в Министерстве здравоохранения РА. Оплата труда медработников должна быть персонифицировано привязана к качеству работы каждого медработника. Качественный, добросовестный, высококвалифицированный труд должен быть соответственно оплачен, хорошо работать должно стать выгодным. Должно стать выгодным внедрять новые, современные технологии. Деньги должны идти вслед за больными, а больные пойдут туда, где лучше лечат.
В Минздраве РФ готовится к реализации новая отраслевая система оплаты труда медицинских работников, с отходом от системы оплаты труда по тарифной сетке.
Не самые лучшие результаты мы имеем и вследствие реализации 131-го Федерального закона. Так, в результате разделения взрослой и детской поликлиник на городскую и республиканскую практически удвоился административный аппарат. Эти поликлиники расположились на тех же площадях, что привело к дублированию кабинетов, оборудования, кадров. И без того скудная обеспеченность в рабочих площадях этих учреждений стала еще более низкой.
В 2006 г. в республике проведена существенная работа по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений:
- проводилась значительная работа по строительству и капитальному ремонту Усть-Коксинской, Турочакской, Онгудайской, Шебалинской, Кош-Агачской, Чойской, Чемальской ЦРБ на общую сумму 329,2 млн. руб.;
- в 2006 г. сданы: Офис ВОП в Горно-Алтайске, в с. Балыкча, в Бельтире, Иогаче Усть-Канского района, построена новая участковая больница в Сейке, реконструированы ФАПы в с. Озерное Майминского района, селах Беш-Озек, Топучая, Улус-Черга, Малая Черга Шебалинского района, селах Узнезя и Катунь Чемальского района, с. Бельтир Кош-Агачского района, ФАПы в Усть-Коксинском районе, в с. Дмитриевка и сельская врачебная амбулатория в с. Теньга.
- в 2007 г. проводится планомерная работа по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений. Одновременно ведется капитальное строительство в 8 из 10 сельских муниципальных образованиях;
- в 2007 г. планируется ввод первых очередей Турочакской, Усть-Коксинской, Онгудайской, Чойской ЦРБ, пристройки Республиканской детской больницы.
На 2007 г. бюджетные ассигнования учреждений здравоохранения Республики Алтай составили 1204,9 млн. рублей. Рост по отношению к 2006 г. составил 8,6 %, или 95,5 млн. рублей.
В 2007 г. продолжена работа по реализации 11 республиканских и ведомственных программ, в т.ч. ВЦП «Всеобщая диспансеризация населения РА», «Совершенствование медицинских технологий в РА», «Оснащение специализированным транспортом в РА», «Перспективы лечения больных хронической почечной недостаточностью в РА». На реализацию программ в 2007 г. запланировано 32,1 млн. руб. Ассигнования по сравнению с 2006 г. увеличились в 3 раза.
Стационарная помощь
В Республике Алтай развернуто 1048 круглосуточных коек. Показатель на 10 тыс. населения составил 100,2. (РФ 2005 г. = 98,0; СФО -103,9). Число коек дневного пребывания при стационарах – 325 (2005г. – 295). Динамика + 10%.
За последние 5 лет за счет ввода стационарзамещающих технологий коечный фонд круглосуточного пребывания сократился на 10%. В свете современных тенденций по сокращению расходов на стационарную помощь и развитие эффективных стационарозамещающих технологий хочется сказать следующее. Количество круглосуточных коек во всех стационарах во всех ЛПУ из года в год уменьшается, стационарные койки переводятся на койки дневного пребывания. Даже в таких учреждениях, как Республиканская больница и Республиканская детская больница, оснащенных относительно более совершенным оборудованием и укомплектованных более квалифицированными кадрами, где лечебная помощь может быть оказана на более высоком профессиональном уровне, высвобождаются койки, а вслед за этим должно следовать и сокращение штатов.
Подобная картина и по ЦРБ. В то же время мы по-прежнему финансируем в тех же объемах работу стационарных коек по участковым больницам, где нет ни соответствующих специалистов (и зачастую вообще врачей и необходимого оборудования. Зачастую из политических и местечковых соображений в районах держатся за эти койки, не хотят перевести эти учреждения в СВА. В результате и без того скудный бюджет районов размазывается тонким слоем на все учреждения, в результате чего медицинская помощь не может быть оказана ни в УБ, ни в самой ЦРБ. Отмечается низкая плановая хирургическая деятельность в Онгудайском районе, Усть-Коксинском районе, Усть-Канском районе. Неплохие показатели в Шебалинском и Кош-Агачском районах.

Амбулаторно-поликлиническая помощь
На 1 жителя республики приходится 9,8 посещений в год.
Количество коек дневного стационара при поликлиниках - 109. За 5 лет количество дневных коек увеличилось в 2 раза.
Следует отметить, что до сих пор не укомплектованы некоторые терапевтические и педиатрические участки, а также участки с прикрепленным населением, превышающем нормативы, что влияет на качество оказываемой медицинской помощи (Горно-Алтайск, Майма, Кош-Агач, Чоя, Онгудай, Шебалино, Усть-Кокса, Чемал).
С учетом сокращения объемов стационарной помощи именно поликлиники должны взять на себя часть функций, которые до этого оказывались в стационарах. Соответственно, поликлиники должны оснащаться более современным оборудованием, укомплектовываться квалифицированными кадрами. К сожалению, сегодня мы не можем сказать утвердительно положительно ни о первом компоненте, ни о втором.
Заболеваемость социально-значимыми заболеваниями на 100 тыс. нас.:
Заболеваемость ТВС
За последние 5 лет снижение первичной заболеваемости туберкулезом составило - 37%. По заболеваемости туберкулезом в Республике Алтай показатель составляет - 266,5 (РФ - 209,7). По сравнению с СФО первичная заболеваемость в РА ниже на 5,4%, общая заболеваемость ниже на 17%. Лидерами по общей заболеваемости туберкулезом являются Усть-Канский, Турочакский, Шебалинский районы. Показателем неблагополучности являются запущенные формы. По итогам 9 месяцев процент запущенности среди вновь выявленных составил 10% .
Необходимо на муниципальном уровне финансировать профилактические противотуберкулезные мероприятия по заключительной и текущей дезинфекции, усиленному питанию больных туберкулезом.
Первичная заболеваемость по ВИЧ-инфекции за последние 3 года снизилась на 38,6%. По сравнению с СФО республиканский показатель ниже на 77,6%. Общая заболеваемость составила 39,2 на 100 тыс. нас. Наибольшие цифры в Усть-Коксинском, Турочакском, Майминском районах и в Горно-Алтайске.
Направления больных на лечение за пределы Республики Алтай
За пределы РА в 2006 г. направлено 1303 человека, из них 279 детей.
Сумма финансовых средств, затраченных на лечение больных за пределами Республики Алтай из республиканского бюджета, несколько уменьшилась. В 2006 г. она составила 5257946,78 руб. (2005 г. – 5639 тыс. руб.). Вместе с тем увеличилась сумма по межтерриториальным расчетам из средств ТФ ОМС РА, оплачено 12420240 руб. (2005 г. - 9432,7 тыс. руб.)
В то же время медицинскую помощь в Республике Алтай получили 9427 человек на общую сумму 6676 тыс. руб.
Анализ финансирования Программы государственных гарантий по здравоохранению Республики Алтай в 2006 г. показал, что на ее реализацию из государственных источников финансирования израсходовано всего 1036,4 млн. руб., что составило 93,6% от расходов консолидированного бюджета на систему здравоохранения (1107,4 млн. руб.).
Данные таблицы подтверждают увеличение расходов на финансирование Программы государственных гарантий в 2006 г. по сравнению с 2001 г., прежде всего за счет системы ОМС.
Расходы консолидированного бюджета Республики Алтай на здравоохранение в расчете на одного жителя в 2006 г. составили 5415,87 руб., а на территориальную программу государственных гарантий - 5221,18 руб., что составило 96,4% от консолидированного бюджета. Этот же показатель в 2005 г. составил 91,6%.
Поскольку здравоохранение занимает весьма важное место в структуре бюджета, поэтому предпринимаются разнообразные меры, направленные на развитие деятельности и повышение эффективности учреждений здравоохранения. В результате расходы консолидированного бюджета в 2006 г. составили 1107,4 млн. руб. (2000 г.- 181,1 млн. руб.), что составило разницу в 926,3 млн. руб.
Прогноз финансирования здравоохранения РА на 2008 г. по сравнению с 2007 г. предполагает увеличение на 63,4 млн. руб. и по прогнозу на 2009 г. по сравнению с 2007 г. 123,8 млн. руб.
О платных услугах (о их расширении, о материальных стимулах)
Говоря о положении с оказанием платных медицинских услуг, необходимо, прежде всего, отметить тот факт, что как количественно, так и качественно эти услуги оказываются на недостаточном уровне. Доля в бюджете лечебных учреждений от платных услуг составляет лишь 3,3% от всего финансирования. По итогам 2006 г. она составила 36481 тыс. руб., что на 40% выше, чем в 2005 г. За 9 месяцев 2007 г. заработано 32106 тыс. руб. В разные времена к этому виду медицинских услуг относились по-разному как на уровне лечебных учреждений, так и на более высоком уровне. Отталкивает практических врачей от оказания платных услуг то, что оплата от заработанных средств распыляется на любые вспомогательные структуры, и самому зарабатывающему возвращаются лишь крохи этих средств. Необходимо пересмотреть это явление: деньги, заработанные от платных медицинских услуг, должны идти, прежде всего, на оплату труда тех работников, которые их зарабатывают, на оснащение медицинским и прочим оборудованием тех подразделений, в которых они зарабатываются, а не быть методом латания финансовых дыр у руководителей ЛПУ. Каждый врач, медицинский работник должен четко видеть и уметь считать, сколько он зарабатывает и получает, что имеет от этого именно его подразделение. Будет финансовая заинтересованность участников оказания платных медицинских услуг, будет и развитие этого рынка услуг. Все, что определено в программе государственных гарантий, должно оказываться бесплатно, всё, что в нее не входит, должно быть кем-то оплачено.
Деятельность Министерства здравоохранения Республики Алтай
Министерством здравоохранения РА проводилась работа по приведению нормативно-правовых актов РА в сфере здравоохранения в соответствие с федеральным законодательством. Принят закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2007 - 2011 гг.». Постановлением Правительства РА утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (бесплатное лекарственное обеспечение). Регулярно проводятся заседания Коллегии МЗ РА. Наиболее значимыми вопросами, обсуждающимися на коллегиях, были: «О состоянии младенческой смертности в РА», «О дополнительном лекарственном обеспечении», «Об инвалидности населения в РА», «О кадровой подготовке медработников», «О совершенствовании токсикологической помощи», «О скорой медицинской помощи», «О кардиологической помощи», «О хирургической помощи».
Работали Межведомственные комиссии, Советы, клинико-экспертные комиссии. Созданы новые рабочие органы – Совет руководителей муниципальных учреждений здравоохранения, межведомственный Совет по туберкулезу (ежеквартально заседания с приглашением заместителей Глав МО), активизировал работу экономический совет.
Концептуальные предложения:
Три кита, которые являются фундаментом для построения совершенной системы здравоохранения – это кадры, это материально-техническая база, организация и технологии
1.Кадровая политика:
Кадры – это и есть самая главная проблема нашего здравоохранения. Конечно, эта проблема своими корнями уходит в наше недавнее советское прошлое, и решить ее радикально в одном отдельно взятом регионе невозможно. Но именно на нее мы вновь и вновь должны обратить наше внимание. Необходимо обеспечить постоянный мониторинг по подготовке и своевременной переподготовке медицинских работников. Непрерывное образование должно стать нормой жизни для всех медработников. Знания, полученные на предыдущей учебе, в нашем быстро меняющемся мире устаревают или даже за 3-4 года могут смениться на противоположные. Тот, кто своевременно не повышает свое образование, не просто стоит на месте, а катится назад. Как следствие, значительная часть врачей практически занимаются фельдшеризмом, создавая у людей негативный образ российского здравоохранения.
Необходимо четко знать, кто придет завтра на смену уходящим на заслуженный отдых. С нового года начинает работу полный централизованный компьютеризированный регистр медработников, по которому мы сможем в режиме «on line» иметь полную информацию о всех медицинских работниках республики, что, надеюсь плодотворно скажется на формировании кадровой политики.
Контроль вопроса по повышению качества подготовки специалистов со стороны Росздравнадзра при лицензировании учреждений здравоохранения, вне всякого сомнения, имеет здесь позитивное значение.
2.Оплата труда медработников:
Вне всякого сомнения, существующая система оплаты труда однозначно несовершенна. Отдельным категориям медработников зарплаты существенно повышены по ПНП «Здоровье», другие, не менее важные специальности, остались по уровню оплаты на том же уровне Сегодня в Минздраве РФ готовится к реализации новая отраслевая система оплаты труда медицинских работников, с отходом от системы оплаты труда по тарифной сетке. Не будет стоять в стороне и МЗ РА. Мы будем делать все, что в наших силах, для того (в том числе через совершенствование системы оказания платных услуг), чтобы высококвалифицированный труд медицинских работников был достойно оплачен.
3.Укрепление материально-технической базы:
Конечно же, именно этот раздел всегда являлся трудно достижимым в той мере, в какой бы нам хотелось. Но времена меняются и, на наш взгляд, в лучшую сторону. При лицензировании учреждений здравоохранения к лечебным учреждениям предъявляются современные требования к состоянию помещений для оказания медицинской помощи, оснащению их лечебной и диагностической аппаратурой. Одной из значимых составляющих лицензирования является санитарно-эпидемиологическое состояние лицензируемых учреждений. К сожалению, не все вопросы, касающиеся получения соответствующего заключения, зависят от возможностей медицинских работников. Зачастую невозможно привести медицинские кабинеты, расположенные в нетиповых, старых помещениях, в строгое соответствие с предъявляемыми современными требованиями (СанПин). Решить эти огромные проблемы «одним днем» - невозможно. Сказывается накопленный груз проблем традиционного финансирования отрасти по остаточному принципу. Учреждения здравоохранения, особенно в сельской местности, располагались в ветхих приспособленных помещениях, десятилетиями не ремонтировались, недооснащались медицинским оборудованием. Решение этих весьма затратных задач должно решаться в равных долях как руководством ЛПУ, так и исполнительными органами управления МО и республики. Если мы хотим, чтобы та или иная медицинская услуга могла быть оказана, например, в районе, должны быть выполнены все условия для возможности ее полноценного оказания, а не просто за счёт какого-либо совместителя. Люди должны получать медицинскую помощь только надлежащего уровня, а без полного выполнения условий для этого сделать эту услугу полноценной невозможно.
Организация
Стационарозамещающие технологии:

Страховые организации проводят линию на сокращение расходов на дорогостоящее стационарное лечение, на стандартизацию медицинских услуг. Если до этого года сверхобъемы ЛПУ хоть и задним числом, но оплачивались, то с этого года на этом поставлена жирная точка.
Необходимо развивать стационарзамещающие технологии: стационары на дому, дневные стационары.
Совершенствование системы лекарственного обеспечения:
Реализация программы ДЛО находится на особом контроле. В еженедельном режиме работает штаб по оптимизации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, введены еженедельные мониторинги о реализации программы ДЛО.
Информация о реализации программы ДЛО размещается на сайте Министерства здравоохранения Республики Алтай, сайте Правительства РА, в СМИ. Проведены совещания, коллегия, круглый стол по данному вопросу. Согласно медицинской статистике, программа ДЛО оказала положительную роль: снизились случаи обострения заболевания бронхиальной астмы, и, что важно, вызовы «скорой помощи». По ряду хронических заболеваний уменьшается число смертности от осложнений. Это стало возможным благодаря тому, что в перечень лекарственных средств включены самые современные препараты, имеющие клинически доказанную эффективность и используемые в современных схемах лечения различных заболеваний. Дорогостоящее лечение химиопрепаратами онкологической группы больных стало впервые доступно по программе ДЛО, значит продлиться жизнь многих онкологических больных, которые раньше были обречены.
С 2008 г. полномочия по реализации программы ДЛО передаются регионам. В настоящее время Правительством Республики Алтай издано распоряжение №555-р от 09.11.2007г. о передаче полномочий Министерству здравоохранения Республики Алтай по организации размещения заказов на поставки лекарственны средств за счет средств в виде субвенций из федерального бюджета Российской Федерации.
2. Скорая и неотложная помощь:
Состояние:
Количество вызовов из года в год снижается, сейчас оно составило 66258 (0,323 на 1 жителя). За 5 лет постепенное снижение составило 25%. В структуре вызовов на первом месте по частоте внезапные заболевания (57,7%), на втором месте - несчастные случаи (14,1%), на 3 месте – перевозка (12,6%).
В 2006 г. заключен договор между муниципальными образованиями Маймы и г. Горно-Алтайска по обслуживанию населения сел Алферово и Кызыл-Озека.
- слабая материально-техническая оснащенность отделений службы скорой медицинской помощи г. Горно-Алтайска и отделений скорой медицинской помощи в районах республики;
- отделения СМП совмещены с приемными отделениями и не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;
- несвоевременное обновление санитарного транспорта СМП. Требуют замены 37% санитарного транспорта скорой и неотложной помощи;
- недостаточная укомплектованность средствами связи санитарного автотранспорта;
- отсутствие телефонной связи в ряде сёл с центральными районными больницами;
- телефоны отделений скорой медицинской помощи при ЦРБ, как правило, совмещены с телефонами приемных отделений, что не соответствует требованиям к диспетчерской службе скорой медицинской помощи;
- недостаточная подготовка медицинских кадров по разделу скорой медицинской помощи среди фельдшеров скорой медицинской помощи центральных районных больниц.
- высокий процент (16,7%) выездов к больным с хроническими заболеваниями, что является функцией врачей участковой сети поликлиник;
- оказание скорой медицинской помощи населению районного центра одной бригадой и одной единицей техники, что не соответствует стандартам;
- отсутствие единой системы обнаружения и оповещения о ДТП.
Наши усилия по укреплению службы должны быть направлены на планомерное и каждодневное устранение именно перечисленных недостатков. Служба скорой помощи должна стать именно службой скорой, квалифицированной помощи. Люди должны своевременно получать качественную медицинскую помощь независимо от того, где они живут.
Детство:
Именно эта служба определяет будущее здоровье региона. От того, как поставлена организация, какого уровня и качества оказывается помощь матерям и детям, во многом зависит то, каким будет здоровье нации - как физическое, так и психологическое. Мы не можем быть в полной мере удовлетворены тем, на каком уровне эта помощь оказывается в Республике Алтай. Организация педиатрической помощи в Республиканской детской больнице и городской поликлинике не может считаться высококачественной. Узким местом остается оказание помощи по узким специальностям. Уровень квалификации врачей и оснащенность лечебно-диагностической аппаратурой по отдельным специальностям явно недостаточен. Недостаточно качественно организовано оказание детям офтальмологической, психиатрической помощи.
За период с 1990 по 2006 г. произошло изменение ряда показателей: уменьшилась смертность детей 1-4 лет, а 10–14 лет и 15–19 лет - увеличилась. Одной из причин смерти детей 10-19 лет являются травмы, отравления, растет число суицидов, есть случаи самосожжения и самострела. Все это свидетельствует о недостаточной профилактической работе с категориями риска со стороны не только медицинских работников, но в данной ситуации и образования служб опеки. Высокий уровень заболеваемости детей, высокий уровень инвалидности детей – свидетельство того, что необходимо совершенствовать деятельность единственного в республике специализированного учреждения – Республиканской детской больницы, развивать травматологическую, нейрохирургическую, офтальмологическую, психиатрическую помощь. Нехватка, недостаточное количество реабилитационных мероприятий подтверждаются высоким уровнем хронических заболеваний, высоким уровнем детской инвалидности. Однозначно, позитивным фактом станет открытие реабилитационного отделения РДБ, но необходимо подумать и об открытии или возобновлении деятельности таких подразделений на уровне муниципалитетов.
Перинатальный Центр
Тщательный анализ организации акушерско-гинекологической помощи в Республике Алтай показал, что все предыдущие годы в республике отмечается высокий уровень младенческой смертности.
В службе родовспоможения вопрос о необходимости реорганизации назрел давно. Высокие показатели младенческой и материнской смертности ставят нас перед необходимостью открытия республиканского родовспомогательного учреждения, способного аккумулировать в себе наиболее опытный врачебный потенциал и оказывать практическую помощь наиболее тяжелому контингенту беременных и рожениц.
Необходимо добиться четкого взаимодействия акушерско-гинекологической службы с участково-терапевтической, в полной мере использовать диагностическую базу муниципальных учреждений здравоохранения и телесети.
Беременные с экстрагенитальной патологией (гипертоническая болезнь, пиелонефрит, и т.д.), тяжелыми гестозами, с тяжелыми формами фетоплацентарной недостаточности должны родоразрешаться в Республиканском родовспомогательном центре – Перинатальном Центре.
Нам следует пересмотреть технологию оказания медицинской помощи беременным женщинам, четко стандартизировать ее на уровне ФАПа, Центральной районной больницы, Республиканского центра.
Кардиология:
Болезни системы кровообращения в структуре общей заболеваемости взрослого населения республики занимают лидирующее положение (21,4%). По сравнению с 2002 г. заболеваемость увеличилась в 1,5 раза. Наибольший рост отмечается по гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, цереброваскулярной недостаточности;
Хочется отметить, что главным кардиологом проводится значительная работа по укреплению службы. Особенно значимы результаты работы по оказанию высокотехнологичных и дорогостоящих видов кардиологической помощи. За счет укрепления связей с НИИ им. Мешалкина в г. Новосибирске количество квот, по которым жители республики бесплатно получили высокоэффективную кардиохирургическую помощь, за короткий период увеличилось в 10 раз. 250 человек ежегодно шунтируются, производятся другие сложные оперативные вмешательства. Это и есть один из путей продления полноценной жизни населения региона.
Остаются некоторые вопросы по реабилитации больных после перенесенных инфарктов, оперативных вмешательств. Нам необходимо еще раз тщательно посчитать, выгодно ли нам проводить реабилитационные мероприятия за пределами РА, или же организовать их в нашем регионе. В качестве приоритета, думается, необходимо поставить вопрос об ангиологических методах исследования в РА.
Онкология:
Онкозаболевания: 239,8 (наблюдается постепенный рост с 2002 г. на 12%). По результатам проверки онкологической службы РА специалистами краевого онкодиспансера выявлены следующие недостатки:
- Практически отсутствуют организационные мероприятия по раннему выявлению онкобольных;
- Отсутствует система организации диспансеризации и реабилитации онкобольных, отсутствие регистра онкологических больных;
- Очень высокий процент злокачественных новообразований наружных локализаций в IV стадии (рак полости рта – 45% (РФ – 30%), рак прямой кишки – 40% (РФ – 25%), рак молочной железы – 25% (РФ – 11%).
- Низкий процент ранних стадий рака;
- За весь 2006 г. в РА не выявлено ни одного рака in situ (Алтайский край – 180 случаев);
- Низкий процент выявляемости онкопатологии на проводимых профосмотрах 10% (Алтайский край 20%)
- В онкологическом отделении: медицинская документация ведется на самом низком уровне, протоколы операций не пишутся, химиотерапия ведется по устаревшим методикам, больные, умершие в отделении, не вскрываются, патологоанатомические конференции не проводятся. Нарушения можно перечислять до бесконечности. В последнее время в прессе много говорится о предложениях по организации в республике онкологического диспансера. Однако возможности уже имеющиеся используются на недопустимо низком уровне. Можно создать все что угодно, но при подобной форме организации службы от этого ничего не изменится. В то же время при рациональной организации работы онкологов можно получить совершенно другие результаты и при имеющейся структуре онкологической службы.
Онкология:
- Приведение организации службы в соответствие с современными требованиями, организовать качественную диспансеризацию и реабилитацию онкобольных, создать и регулярно вести регистр онкологических больных;
- главному внештатному специалисту – онкологу следует в кратчайшие сроки наладить работу по раннему выявлению онкологических больных на уровне муниципальных учреждений здравоохранения. Обеспечить качественные профилактические осмотры врачами на более раннее выявление злокачественных новообразований, снизить процент запущенных стадий рака.
Травматология:
В 2006 г. от травм, отравлений и других последствий внешних причин в РА погибли 705 человек. Наиболее высокие показатели в Усть-Коксинском, Шебалинский, Улаганский районах.
В структуре смертности лидируют отравления – 190, в том числе алкогольные – 138 человек. От самоубийств погибло 178 чел. Наибольший травматизм регистрируется в Улаганском, Турочакском, Чойском районах.
В 98-99% больные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата получают помощь в травматологическом отделении, не выезжая для этого за пределы РА. По решению коллегии Минздрава РА на базе ортопедотравматологического и нейрохирургического отделений в 2006 – 2007 гг. проведено усовершенствование районных хирургов на рабочем месте по вопросам оказания экстренной помощи пациентам при травмах. В Министерстве здравоохранения РА принято решение: о назначении в районах врачей-хирургов, ответственных за оказание помощи травматологическим больным с проведением усовершенствования районных хирургов на первое полугодие 2008г.
В 2007 г. произведено 38 экстренных выездов в районы Республики Алтай. В республиканской больнице экстренная помощь амбулаторным больным оказывается в травмпункте. Отмечается четко выраженная тенденция увеличения потока больных. Количество принимаемых пациентов в сутки - 19–20.
С 2007 г. на базе Республиканской детской больницы открыто отдельное ортопедотравматологическое отделение, что, несомненно, должно положительно сказаться на оказании травматологической помощи детям. Как недостаток необходимо отметить недостаточную организацию диспансерного наблюдения травматологических больных и больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Как следствие - слабую работу по отбору больных на высокотехнологические виды травматологической помощи больным по квотам МЗ РФ для РА.
Травматология:
Для улучшения качества оказания ортопедо-травматологической помощи населению РА, возможно, настало время для открытия в республиканской больнице полноценного травмпукта, с выделением врачебных ставок. Необходимо совершенствовать работу кабинета ЛФК по реабилитации пациентов с последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Необходимо осваивать эндоскопические исследования и оперативные вмешательства на крупных суставах. В короткие сроки стоит улучшить организацию диспансерного наблюдения травматологических больных и больных с заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Наркология и токсикология:
Наркологические болезни: показатель - 363,9. За последние годы в Республике Алтай отмечается устойчивый рост числа больных алкоголизмом. За последние 2 года число страдающих алкоголизмом выросло на 12%, число больных наркоманиями оставалось практически на тех же числах до конца 2006 г. Однако ситуация по наркотическим отравлениям в последние полгода приобрела угрожающий характер. За 5 месяцев 2007 г. зарегистрировано 16 случаев передозировки наркотиками, из них 12 – с летальным исходом. Такого количества смертей в РА не было за несколько десятилетий.
По итогам 2006 г. в сравнении с предыдущим годом по РА отмечается снижение алкогольных отравлений на 29%. Существенно снизились показатели летальности от отравлений – на 39%.
Наркология и токсикология:
- совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях;
- снижение смертности от алкогольных и токсических отравлений путем оснащения лечебным, диагностическим, лабораторным оборудованием, организация палаты интенсивной терапии при ГУЗ «Горно-Алтайская республиканская психиатрическая больница» (ГУЗ «ГА РПБ»);
- улучшение экстренной диагностики, в т.ч. от отравлений алкоголем, суррогатами, техническими жидкостями, наркотиками за счет создания химико-токсикологической лаборатории при ГУЗ «ГА РПБ).
Офтальмология:
Особую озабоченность вызывает тот факт, что хирургия такого распространенного заболевания как катаракта находится в РА не на должном уровне. Функциональные результаты проводимых оперативных вмешательств низкие, что зачастую приводит к инвалидизации населения. Больные, во что бы то ни стало, стремятся оперироваться за пределами Республики Алтай, где результаты значительно выше – в Новосибирске, Барнауле и других клиниках России. Соответственно и высока обращаемость этих больных в Минздрав РА за материальной компенсацией. В 2006 г. на этот вид оперативных вмешательств хорошо выделялись квоты МЗ РФ (132), и все они были освоены. Однако в 2007 г. количество квот на этот вид оперативных вмешательств резко сокращено. По итогу 10 месяцев по квотам пролечено с катарактами лишь 12 человек. Потребность же в Республике Алтай до 250 таких операций в год.
Предложения:
На начало 2008 г. МЗ РА запланировано приобретение нового немецкого ультразвукового факоэмульсификатора «Протеже» стоимостью порядка 700 тыс. руб. для глазного отделения Республиканской больницы. Следом будет проведено обучение специалистов глазного отделения работе именно на этом аппарате в клиническом центре г. Иркутска. Очень хочется надеяться, что в результате проблема хирургии катаракты в Республике Алтай будет снята, а жители получат полноценную помощь, не выезжая за ее пределы.
Эндокринология:
Заболеваемость таким серьезным заболеванием как сахарный диабет из года в год растет. Растет и количество больных с грозными осложнениями этого заболевания. К сожалению, эта тенденция прослеживается во всем цивилизованном мире, это плата за образ жизни, питания, работы. В Республике Алтай происходят те же процессы. Показатель заболеваемости составляет 16,9 на 1 тыс. нас. (2005 г. - 14,9) Рост на 13%. В Горно-Алтайске - 21,9. (СФО = 18,7). Очевидно, учитывая подобную тенденцию, необходимо подумать об укреплении этой службы. И от главного эндокринолога мы ждем конкретных предложений.
- йодирование продуктов питания
Горный Алтай является эндемичным регионом по зобу. Основным методом профилактики этого заболевания является йодопрофилактика. Необходимо восстановить в полном объеме профилактические мероприятия, которые проводились в советское время, потому что тогда в снижении заболеваемости зобом имелись четко выраженные позитивные показатели.
Стоматология:
В нашей республике отсутствует главное звено профилактики кариеса, это – систематическое поступление фтора через воду, продукты питания в организм человека (особенно беременных женщин, детей) и сбалансированное питание. Эти задачи первичной профилактики должно решать государство. Сегодня фторирование питьевой воды или молока уже полномасштабно проводится в Воронеже, Майкопе, Волгограде, Перми и других городах России.
- фторирование продуктов питания;
Эффект от фторирования продуктов питания оценивается в снижении пораженности кариесом до 70%. Нам необходимо сегодня обсудить технологию централизованного фторирования воды, цену вопроса, практику внедрения этой технологии в других территориях России и определиться с возможностью проведению этого важного направления в жизнь.
Диагностический Центр - (респоликлиника)
Одним из весьма значимых приоритетов в работе МЗ РА на ближайшее время станет вопрос о создании в Горно-Алтайске нового учреждения - Диагностического Центра. Этот вопрос уже назрел. Централизация высокоэффективного диагностического оборудования и укомплектование Центра лучшими кадрами специалистов позволит значительно более рационально и эффективно использовать ресурсы здравоохранения, а жители республики смогут получать высокорезультативную помощь, не выезжая для этого за ее пределы. Весьма возможно, что Диагностический Центр будет одновременно выполнять функции Республиканской консультативной поликлиники для всего населения Республики Алтай. Глава республики Бердников А.В. уже поставил задачу создания такого Центра как приоритетную для МЗ РА.
Информатизация, компьютеризация, телемедицина:
Мы сегодня живем в современном информатизированном мире. Во многих отраслях жизнедеятельности информационные технологии достигли значительных результатов. К сожалению, этого в полной мере нельзя сказать о здравоохранении. До сих пор практически нет современных единых компьютерных программ, которые могли бы в полной мере соответствовать требованиям практического здравоохранения. Чаще всего, это множество разрозненных, мелких, не связанных друг с другом, программ, которые не только не помогают работать, но и вносят дополнительную сумятицу.
Вместе с тем на отдельных территориях России на этом направлении достигнуты весьма ощутимые результаты. Есть положительные примеры и у нас в республике. Более 10 лет в офтальмологическом диспансере очень успешно работает программа «Офтальмология», которая решает практически все задачи поликлинической офтальмологии. Эта программа приобретена у нас и успешно работает в других регионах. Однако в других службах продвижения на этом направлении практически нет.
Несмотря на то, что компьютерная техника уже в значительном количестве и качестве присутствует во всех ЛПУ, должного отношения к ее качественному использованию не прослеживается. Далеко не все могут использовать эту технику даже в качестве пишущих машинок. Необходимо в значительной мере усилить организационно-методическую работу именно на этом направлении.
Отдельно хочется сказать о телемедицине. Мы вложили значительные средства в этот раздел с целью дистанционной помощи лучшими специалистами Горно-Алтайска практическим врачам районов, но как оказалось, система поставлена уже заведомо устаревшая, требующая существенной доработки и весомых дополнительных финансовых вливаний. Должной отдачи от телемедицины мы пока не получили. Хочется надеяться, что в ближайшее время мы сможем качественно повысить возможности этой системы.
Давайте будем думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем нашей с вами республики. Здоровье населения прямо влияет на демографическую ситуацию в стране, и что крайне важно создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала.
Основными задачами здравоохранения Республики являются:
-улучшение демографической ситуации в Республике
-целевое финансирование приоритетных направлений по охране здоровья населения в соответствии с ПНП и республиканскими целевыми программами
-переориентация оказания медицинской помощи населению республики на амбулаторно-поликлиническое звено, стационарзамещающих технологий, сокращение дорогостоящих круглосуточных коек в республике, то есть приведение коечной мощности лечебных учреждений в соответствие с реальной потребностью населения с учетом социального состава пролеченных больных.
-реструктуризация потоков больных преимущественно в амбулаторно поликлинические учреждения, дневные стационары на дому сокращение случаев необоснованной госпитализации
-совершенствование скорой неотложной помощи населению с возможным созданием бригад неотложной помощи в поликлинических отделениях
-развитие специализированных служб, внедрение новых методов диагностики лечения больных
-Создание единой сети, то есть информационного обеспечения системы здравоохранения. Эффективность работы системы здравоохранения во многом зависит от организации обмена информацией. Оперативность и взвешенность принятых решений невозможна без адекватного информационного обеспечения и четкой взаимосвязи органов управления здравоохранением всех уровней с лечебно-профилактическими учреждениями республики.
Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения позволит развить высокоскоростную телемедицинскую сеть.
Необходимо подумать о переводе учреждений здравоохранения оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь на оказание помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повышения уровня оплаты труда.
Мы должны наметить наиболее значимые точки приложения организационных и финансовых мероприятий для того, чтобы в обозримом будущем существенно изменить ситуацию к лучшему, чтобы граждане Республики Алтай могли получать медицинские услуги на уровне, не уступающем более крупным и финансово более состоятельным регионам, чем наша республика.
Наши сегодняшние приоритеты будут записаны в принимаемую Съездом концепцию развития здравоохранения республики на ближайшие 3 года. Именно на основании этих наших планов мы будем проводить политику совершенствования отрасли, именно на эти приоритеты в первую очередь будут выделяться средства.

Возврат к списку