В Госдуму внесён законопроект, разрешающий рекламу медицинских услуг вне специализированных СМИ, если такая реклама будет содержать предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомиться с инструкцией или получить консультацию специалиста. Такое предложение содержится в поправках в закон «О рекламе».
Их внёс председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников (представляет фракцию ЛДПР). Текст законопроекта есть в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.
Статья закона «О рекламе», разрешающая рекламу медицинских услуг только на специализированных выставках, конференциях и семинарах, а также в специализированных печатных изданиях, вступила в силу 1 января 2014 года. Эти ограничения не распространяются на рекламу медицинской деятельности, если в ней нет указания на конкретные медицинские услуги, разъясняла в январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Запрет привёл к серьёзным ограничениям доступа потребителя к информации о предоставляемых услугах, говорится в пояснительной записке к законопроекту. «Если мы выполняем медицинские анализы, то мы и выполняем медицинские анализы. Иначе об этом и не сказать», – говорил ранее директор департамента маркетинга и рекламы «Независимой лаборатории «Инвитро» Андрей Войнов.
Ограничения негативно сказались на доходах рекламораспространителей и медицинских организаций, говорится в пояснительной записке. За три месяца, прошедших с момента вступления запрета в силу, «Комсомольская правда» потеряла несколько миллионов рублей выручки в Москве и регионах, говорит главный редактор газеты Владимир Сунгоркин: «Для нас это очень ощутимо. Этот закон очень сильно ударил по рынку». «Комсомольской правде» медицинская реклама приносит около 35% рекламных доходов, – рассказывала ранее заместитель гендиректора издательского дома «Комсомольская правда» Светлана Алаева. В региональной прессе такой рекламой занято от 10 до 30% рекламных площадей, говорил медиааналитик Василий Гатов.
В прессе на рекламу медицинских услуг в 2013 году потрачено 515,3 млн. руб. (без НДС, только федеральные СМИ) против 513,8 млн. годом ранее, подсчитывал аналитический центр Vi. В 2013 году расходы медицинских учреждений на рекламу на телевидении составили 2,4 млрд. рублей – это на 5% меньше, чем годом ранее (и меньше 1% от всех рекламных расходов), подсчитала компания «Квенди русмедиааудит» на основе данных «TNS Россия».
Поправки ещё нужно согласовать с правительством, но Минздрав, по словам Калашникова, против возвращения такой рекламы не возражает. ФАС с этими поправками согласна, сказал «Ведомостям» замруководителя службы Андрей Кашеваров. Информирование об услугах, которые предоставляет медучреждение, не несёт угрозы для населения, считает он.